Выбираю•IT помогает в выборе будущей профессии абитуриентам
и студентам, в развитии профессиональных навыков молодым специалистам,
в выборе дополнительных программ обучения и специальных курсов.

О портале Каталог профессий

Поиск по порталу

Александр Омельченко: «Принимаем учиться способную молодежь. Выпускаем качественных специалистов»

В гостях у «Системного администратора» заведующий кафедрой математических и информационных технологий Санкт-Петербургского академического университета, заместитель директора центра высшего образования по учебной работе Александр Омельченко.


Александр Владимирович Омельченко
Александр Владимирович Омельченко, профессор, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой математических и информационных технологий Санкт-Петербургского академического университета, заместитель директора центра высшего образования по учебной работе
– История СПБ АУ РАН не особенно длинная, однако рейтинг высокий и желающие поступить приезжают со всей России. Что привлекает ребят?


– Начну с истории. У нас в стране традиционно сложилось так – были вузы, где учились, и была Академия наук, где занимались наукой. Если Академия и взаимодействовала с вузами, то только на уровне базовых кафедр. В 90-е годы оказалось, что желающих поступить в аспирантуру и заниматься наукой очень мало.

И Академия наук решила создать собственный вуз. Вначале он был создан как научно-образовательный центр Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН в 1997 году в целях интеграции науки и образования в области физики и информационных технологий. Инициатива его организации принадлежала директору ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН, вице-президенту РАН, академику Ж.И. Алферову, который возглавляет его с момента создания по настоящее время и является сегодня ректором Академического университета

Официально университет основан 8 октября 2002 года в соответствии с постановлением президиума РАН как Академический физико-технологический университет РАН (АФТУ РАН).

Реально же он начал свое функционирование только с 2006 года, когда вузу впервые было открыто бюджетное финансирование. Сначала в него набирали только аспирантов. Однако со временем стало понятно, что уровень подготовки студентов из иных вузов не совсем соответствует нашим требованиям. И тогда в 2008-м мы открыли свою магистратуру.

В 2009 году университет был реорганизован путем присоединения к нему Санкт-Петербургского физико-технологического научно-образовательного центра РАН, лицея «Физико-техническая школа» при Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе РАН и получил современное название.

В 2010 году он получил статус «Национальный исследовательский университет».

И уже с 2010 года у нас стабильно высокий конкурс – по специальности «Математические и информационные технологии» мы принимаем 30 студентов, а заявлений порядка 300. И понятно, что есть возможность выбирать лучших из лучших. 60-70% учащихся – талантливые молодые люди из самых разных городов России, остальные – питерцы и москвичи.

Что привлекает ребят? Во-первых, качество образования. Во-вторых, перспективы. В-третьих, финансовая сторона – у нас нет внебюджетных мест в принципе. Мы своим студентам еще и доплачиваем – стипендия 10-15 тысяч рублей, есть специальные именные стипендии.

Быт общежитский прекрасно организован – у нас одно из лучших общежитий в городе. Медицинская база Академии наук, свой спортзал, бассейн, тренажерный зал...

 

– Вы говорили о качестве образования…

– Да. Опытным путем нам стало понятно, что подготовка программистов, пришедших к нам их других вузов, как правило, очень слабая. И нам приходилось наших студентов доучивать, читать им в магистратуре множество курсов из бакалаврского цикла. Как следствие, у нас в магистратуре была очень высокая учебная нагрузка. Поэтому в 2014 году мы приняли решение открыть свой бакалавриат.

При этом мы по-прежнему набираем очень небольшое количество бакалавров. Так, в 2014 году мы приняли всего 50 человек, из которых 25 – программисты, в 2015-м – 60 человек, из которых программистов 35 человек. В этом году мы приняли 80 человек, а в следующем снова собираемся набирать 60 человек, из которых 25 – физики, 35 – программисты.

Мы стараемся дать возможность студентам за время обучения в университете отработать в нескольких направлениях программирования, сделать проекты с разными компаниями стем, чтобы выпускник в итоге понял, чего он действительно хочет

Ребята, которых мы принимаем, очень сильные, по результатам приема в 2015 году у нас было первое место по России, в этом году – второе. При этом половина поступивших – это победители и призеры всероссийских олимпиад по математике и/или программированию, победители олимпиад 1-го уровня. И если среди магистрантов есть довольно значительный отсев – даже способные ребята, не привыкшие к нашим нагрузкам, иногда просто не выдерживают, то в бакалавриате отсева практически нет. Ребята привыкают напряженно заниматься, чтобы поступить, и просто плавно перетекают на иной, но не менее напряженный уровень учебы.

– ...и о перспективах.

– Ни один наш выпускник пока не остался без работы по специальности. Все наши студенты – и юноши, и девушки, которых, кстати, поступает все больше, – люди целеустремленные и очень способные. Нашу же задачу – дать им первоклассное образование – мы успешно выполняем. Спасибо компаниям – они нам помогают не только финансово, но и дают великолепных преподавателей – как лекторов, так и практиков. Мы с помощью компаний-партнеров организуем научно-исследовательскую работу студентов как в течение учебного года, так и на летних практиках, распределяя ребят по проектам – мини-исследованиям, которые делаются в компаниях или в научных лабораториях при кафедре. При этом мы стараемся дать возможность студентам за время обучения в университете отработать в нескольких направлениях программирования, сделать проекты с разными компаниями с тем, чтобы выпускник в итоге понял, чего он действительно хочет. В итоге выпускников компаниям не приходится ни доучивать, ни переучивать. И происходит очередное плавное перетекание молодого специалиста туда, где он уже себя зарекомендовал – в компанию или в аспирантуру. Мы с самого начала настраиваем своих студентов (бакалавров, магистрантов, аспирантов) на то, что они должны выдерживать конкуренцию среди лучших выпускников мира!

 

Справка

Санкт-Петербургский академический университет – научно-образовательный центр нанотехнологий РАН (Академический университет) – учебное заведение, которому трудно найти аналогов. Здесь количество студентов сопоставимо с количеством преподавателей, а преподаватели – активно работающие ученые и практики.

Здания Академического университета оборудованы всем необходимым для проведения учебных занятий и научных конференций различного масштаба на современном уровне. Университет располагает современными аудиториями и лабораториями, актовым и театральным залами, а также гостиницей. Для активного отдыха учащихся и сотрудников имеются спортивный комплекс, включающий плавательный бассейн, зал для игровых видов спорта, крытый теннисный корт и тренажерный зал.



Юрий Ребрик: «Студенты многих университетов могут нам только позавидовать»

Юрий Ребрик
Юрий Ребрик, студент 3-го курса бакалавриата

Изначально я не планировал поступать в АУ. Более того, я узнал о нем за пару недель до конца срока подачи документов. Как же так получилось?

Я начал всерьез заниматься программированием с девятого класса. Решал задачки, принимал участие в олимпиадах, где-то выигрывал. И за последние школьные годы узнал очень много нового, познакомился с умными, очень умными ребятами. И, когда определялся с вузом, спрашивал своих друзей об их выборе. Именно так я узнал об АУ. Казалось бы, это университет, о котором я услышал впервые, первый в его истории набор бакалавров...

Как я решился? А все очень просто. Я знал более 50% тех ребят, с которыми мне предстояло учиться, знал их уровень подготовки. Уже тогда я понимал, что учеба будет серьезной и мне будет, на кого равняться. Как говорит Александр Журба, предприниматель и блогер, если вы самый умный в комнате, то вы не в той комнате. Так я и решил поступить в Академический университет.

Мне очень нравится атмосфера, которая царит в АУ. Тут много заинтересованных людей, которым нравится то, чем они занимаются. Это касается и студентов, и преподавателей.

Также в АУ индивидуальный подход к учащимся. Тут нет сотен студентов на каждой параллели, как можно встретить во многих вузах. Конкретно на моей не более 50. Поэтому у нас маленькие группы на практических занятиях. Если у вас вдруг появились проблемы с учебой, то к вам обязательно подойдет куратор и поинтересуется, что не так, поможет. Реально поможет.

У нас очень крутые преподаватели. Многие из них – те, которые ведут курсы по программированию, – работают в jetBrains. Собственно говоря, эта компания поддерживает АУ, выплачивая достойную стипендию тем, кто хорошо учится. За это ей отдельное спасибо.

О будущем. Я пока не знаю, чем конкретным планирую заниматься. Есть очень много интересных вещей, в которые я бы с удовольствием окунулся. Однозначно, это будет что-то близкое к сфере ИТ, но что именно, остается пока загадкой и для меня.

Подготовила Ирина Ложкина